События отдела

Общеинститутская научно-поисковая конференция «Мультикультурализм в России и странах Востока: проблемы глобализации, регионализации и идентичности в начале ХХI века» 11 марта 2020 года

Общеинститутская научно-поисковая конференция «Мультикультурализм в России и странах Востока: проблемы глобализации, регионализации и идентичности в начале ХХI века»

оказалась последней запланированной и проведенной без переносов «живой» научной конференцией в ИВ РАН и одновременно первой общеинститутской встречей, организованной Отделом Сравнительного Культуроведения в пока еще непривычном поисковом диалоговом формате, предполагающем концептуализацию ключевых вопросов, вынесенных на обсуждение.

Юбилей Светланы Викторовны Прожогиной 10 ноября 2018 года

Юбилей Светланы Викторовны Прожогиной

10 ноября 2018 года исполнилось 80 лет профессору, доктору филологических наук, главному научному сотруднику Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН Светлане Викторовне Прожогиной

Г.н.с. Отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН д.ф.н., проф. С.В. Прожогина получила поздравление с днем рождения от посольства Королевства Марокко 16 ноября 2016 года

Г.н.с. Отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН д.ф.н., проф. С.В. Прожогина получила поздравление с днем рождения от посольства Королевства Марокко

Текст письма прилагается ниже

Круглый стол «Политика и культура» 8 ноября 2016 года

Круглый стол «Политика и культура»

В Отделе сравнительного культуроведения состоялся уже не первый за последние годы «Круглый стол» на тему «Политика и культура». Модератор – д.ф.н., г.н.с., проф. Прожогина Светлана Викторовна.

Презентация книги «Хорасан. Территория искусства» 7 июня 2016 года

Презентация книги «Хорасан. Территория искусства»

В понедельник 30 мая состоялась презентация книги Ш.М. Шукурова «Хорасан. Территория искусства», изданной издательством «Прогресс-Традиция».

Благодарность за организацию I Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» получила С.В. Прожогина 20 февраля 2016 года

Благодарность за организацию I Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» получила С.В. Прожогина

главный научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН, д-р филол. наук профессор

Статьи

Раннехристианские и иудейские черты в иконографии «Жертвоприношения Авраама» в эфиопской живописи XIII–XIV вв.

Экспедиция в Мали в 2020 г.

Научно-исследовательская экспедиция Института востоковедения РАН работает в Мали с 2015 г. С 2017 г. в ней принимают участие сотрудники Государственного музея Востока. Задачей экспедиции является изучение трансформации традиционной культуры догонов в условиях глобализации, а также сбор этнографической информации (быт, нравы, особенности традиционного социального и политического устройства); сбор устных исторических преданий; изучение истории, бытования, а также трансформации художественной традиции в деревнях Страны догонов в современных условиях; сбор предметов этнографии и искусства для пополнения коллекции африканского собрания МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и Государственного музея Востока (Москва). План работы экспедиции в январе 2020 г. включал дополнительные пункты, а именно, изучение функционирования антикварного рынка в Мали («пути» вещей из деревень в города, что немаловажно для атрибуции произведений традиционного искусства). География наших исследований была существенно расширена на регионы Сикассо и Куликоро в Мали, а также на город Бобо-Диуласо и его окрестности в Буркина-Фасо, что связано с изучением миграций на Нагорье Бандиагара. Кроме того, в план работы экспедиции входила организация фотовыставки в музее деревни Энде и некоторые образовательные проекты. К сожалению, после массовых убийств в марте 2019 г. в деревне Огоссогу-Пёль, где погибло больше 170 человек, события в Стране догонов начали развиваться по наихудшему сценарию: непрекращающиеся после этого провокации возродили старую вражду между скотоводами-пёль (фульбе) и земледельцами-догонами. Пока что эта вражда и взаимное недоверие еще не переросли в полномасштабный этнический конфликт, но, к сожалению, такое развитие событий представляется ныне вполне вероятным.

Южнотихоокеанский регион в прошлом и настоящем: история, экономика, политика, культура - 2018.

Немчинов Виктор Михайлович, Захарьев Ярослав Олегович
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2019, №3(44)

Россия и Корея: проблемы становления и развития отношений

Пак Александр Вадимович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Полевые исследования в Стране догонов

Куценков Петр Анатольевич
Научная статья » Экспедиции, полевые исследования

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

В марте 2015 г. и в январе 2016 г. я предпринял две экспедиции в Республику Мали на Плато Догон (регион Мопти). Целью экспедиций было исследование эволюции традиционной культуры догонов в XXI в. и сбор коллекции предметов материальной культуры и традиционного изобразительного искусства догонов для МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, СПб.). Исследования проводились на юге региона Мопти в деревнях Энде, Кани-Бонзон (Кани На), Кани Комболе и Багуру (р-н Банкасс), в деревне Семари (Самари) в р-не Дуэнца, а также деревнях Тинтан (Тинтам), Уме и Догани (р-н Бандиагара)

Горизонты изучения литератур Востока и Африки: живая традиция и новые перспективы

Прожогина Светлана Викторовна
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве (дерганье за бороду)

Виноградов Андрей Юрьевич, Ендольцева Екатерина Юрьевна
Научная статья » Запад – Восток

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Статья посвящена проблеме интерпретации сцены, в которой один персонаж тянет за бороду другого или два персонажа дергают за бороды друг друга. География рассматриваемых сцен достаточно широка (Западная Европа, Кавказ и Закавказье, Албания), хронологические рамки – с VI по XII в. В результате проведенного исследования удалось идентифицировать некоторые изображения (“Сон Иосифа”, иллюстрация к одному из эпизодов апокрифических “Деяний Иоанна”) и определить круг их возможных значений.

Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644–1911)

Неглинская Марина Александровна
Научная статья » Искусство на Востоке

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №6

Годы правления в Китае маньчжурской династии Цин отмечены работой при пекинском дворе католических миссионеров (прежде всего иезуитов) и появлением китайско-европейского художественного рынка. Знамением времени стало появление в цинском искусстве и ремесле ряда европейских технологий, например росписи эмалевыми красками по металлу, стеклу и фарфору. Были адаптированы и новые жанры – костюмированный портрет и натюрморт (цзинъу-хуа). Диалог Китая и Европы эпохи Просвещения породил пограничные явления в культуре каждой из сторон, нашедшие выражение в феномене шинуазри, и способствовал возникновению художественных решений, адекватно увидеть которые можно лишь в зеркале двух цивилизаций. К пограничным явлениям относится цинский антикварный натюрморт “бай гу”, составивший аналогию европейскому натюрморту на тему Vanitas (“Сует/Тщеславий”).

Корея: 70 лет после освобождения

Пак Александр Вадимович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №5

Японская национальная культура и японская идентичность в работах философов ХХ в.

Скворцова Елена Львовна
Научная статья » Философия и культура

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №4

В конце ХХ в. в Японии и на Западе прошли итоговые конфе-ренции по проблеме японской культурной идентичности (НР/НБР). Они выявили недостаточность упрощённого дихотомического подхода к проблеме понимания национальной идентичности, подвергшегося обоснованному критицизму со стороны крупных учёных-культурологов, таких, как Сугияма-Лебра Такиэ и Хамагути Эсюн. В связи с этим был представлен подробный анализ концепции культуры крупнейшего философа Японии Нисиды Китаро (1870–1945).

Россия и Корея в меняющемся мире

Пак Александр Вадимович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №4

Презентация книжной серии “Российское корееведение в прошлом и настоящем”

Пак Александр Вадимович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №2

Традиция и модернизация: динамика культурных изменений

Прожогина Светлана Викторовна
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №2

Хроникальные заметки

Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Исламизация мусульманского общества и диффузия власти. Пример Пакистана

Белокреницкий Вячеслав Яковлевич
Научная статья » Кафедра востоковеда

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Можно ли исламизировать национальное общество, где мусульмане составляют абсолютное большинство? История последних десятилетий и самого недавнего времени показывает, что это осуществляется на деле. Впрочем, возрождение религии (“реванш Бога”) охватило не только мусульманский мир, но и другие религиозно-цивилизационные ареалы, в частности, православный и индуистский. Однако исламизация по своим масштабам и последствиям не идет в сравнение с тем, что происходит, например, в России или Индии, и вопрос о степени типологического сходства этих явлений требует особого изучения. В задачу статьи входит рассмотрение основных особенностей и последствий для государственной власти процесса исламизации, давно начавшегося в одной из крупнейших стран мусульманского Востока – Пакистане. При всех различиях между пакистанским вариантом исламизации и подобным феноменом в других государствах у них много общего. Назову в начале лишь одно – протестный характер движения за исламизацию, отталкивание с его помощью от утвердившегося в большинстве стран мусульманского мира либерализма секуляристского западного образца, а на определенном историческом этапе и от авторитаризма советско-социалистического типа. Насколько исторически длительна тенденция исламизации, ставшая заметной почти полвека назад? Многие известные зарубежные авторы давно предсказывали скорый конец исламизма, особенно в его радикальной форме, но оба феномена продолжают существовать. При этом на фоне и по причине исламизации наблюдаются ужесточение политической борьбы и диффузия: рассеивание контроля над ситуацией в сфере безопасности, ослабление позиций государства как легитимного института по наведению порядка.

Пиллия киццуваднский – между Хатти и Алалахом

Шелестин Владимир Юрьевич
Научная статья » Древний Восток

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Статья посвящена взаимодействию Хеттского царства, южноанатолийской Киццувадны, северосирийского Алалаха (Мукиша) и Митанни во время правления в Киццувадне Пиллии (I половина XV в. до н.э.) на основе новой синхронизации данных автобиографии алалахского Идрими с текстами договоров, заключенных Пиллией. Особое внимание уделено положению соглашения Пиллии с Идрими в рамках писцовых традиций Киццувадны и Алалаха.

Роль тамильского средневекового поэта Самбандара в укреплении индуизма на юге Индии

Павлова Мария Борисовна
Научная статья » Поэзия и религия на Востоке

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

В период с IV по VI вв. на тамильском юге Индии шло соперничество представителей джайнизма, буддизма и брахманского индуизма за право религиозно-идеологического господства в регионе. Индуизм, в отличие от двух других вероучений – инородных и иноязычных для тамилов, гармонично сосуществовал с местным религиозно-культурным комплексом. Это произошло во многом благодаря своего рода реформации ортодоксального брахманского индуизма, с которой связано течение раннего тамильского бхакти. Оно представлено двумя мощными религиозными и литературными традициями – наянаров (шиваитов) и альваров (вишнуитов). Один из наиболее известных поэтов-наянаров – Самбандар (VII в.), чьи гимны, посвященные восхвалению бога Шивы, воспринимаемого как вселенский Абсолют в конкретном облике, входят в сборник “Деварам” (основную часть священного тамильского шиваитского канона “Тирумурей”. На основании анализа жития поэта-святого и его гимнов можно утверждать, что, согласно традиции, он выполнял особую миссию, связанную с вытеснением с тамильской земли “чуждых” религий – джайнизма и буддизма – и установлением брахманского индуизма в форме шиваитского бхакти. Паломничества, творчество и вся деятельность Самбандара была направлена на активную “пропаганду” шиваитского бхакти (в разной степени это справедливо и по отношению к другим поэтам-наянарам). В результате в эту религию были обращены тамильские царские династии, и к X–XII вв. она приобрела форму государственной идеологии, что привело к политическому, экономическому и культурному расцвету тамильского юга в средние века и определило его яркую самобытность в дальнейшей исторической перспективе.

К истории образования и деятельности вакфной администрации медресе Кукельдаш (XVI – начало XX в.)

Султонов Уктамбек Абдулганиевич
Научная статья » Земельное право

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Медресе Кукельдаш представляет собой один из сохранившихся памятников архитектуры Ташкента, сооруженный в 60-х гг. ХVI столетия на сегодняшней площади Чарсу. Будучи трехэтажным, медресе первоначально состояло из мечети, 38 худжр и других составных частей, его облик на протяжении последующих 400 лет подвергался всевозможным изменениям [Булатова, Маньковская, 1983, с. 103–106]. Создание медресе было связано с именами двух известных личностей шейбанидского периода – влиятельного чиновника Абдуллах-хана II (1583–1598) Кулбаба кукельдаша и ташкентского удельного правителя Дарвиш-хана.

Албазинцы и русская община в Пекине (конец XVII – начало ХХ в.)

Лапин Павел Андреевич
Научная статья » Россия и Восток

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

В середине–конце ХVII вв. произошло сближение границ России и Цинской империи. Многочисленные стычки между российскими казаками и маньчжурской конницей нередко заканчивались взятием россиян в плен и их отправкой в Пекине (большая их часть была защитниками пограничной крепости Албазин, отсюда название “албазинцы”), где они определялись на службу в специально созданную “русскую роту” маньчжурской армии. Наши соотечественники использовались для осуществления военно-дипломатических акций на границе и несения внутренней гарнизонной службы в Пекине. Некоторые из них занимались переводческо-преподавательской деятельностью. После учреждения в 1715 г. в Пекине Российской духовной миссии община албазинцев стала важным объектом влияния российских властей: усилиями священнослужителей в среде россиян в Пекине поддерживалась православная вера и доброе отношение к их прежнему отечеству.

Деятельность мусульманского движения “Ахмадийа” в 20‑е гг. ХХ в.

Гусева Юлия Николаевна
Научная статья » Политическая история

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Статья рассматривает практически не разработанный в отечественной и зарубежной историографии сюжет о деятельности мусульманской организации “Ахмадийа” на территории СССР и европейских государств. На основе уникальных источников дается анализ форм, методов и направленности деятельности этого движения. Автор рассматривает момент активизации ахмадийцев во второй половине 1920‑х годов. Особый интерес представляют материалы, повествующие о попытках ахмадийской организации укрепиться в пределах Узбекской ССР, а также установить прочные связи с мусульманами, подведомственными Центральному Духовному управлению. В результате делается вывод о причинах ограниченного распространения данного движения в пределах СССР.

Роль категории ши в теории китайской каллиграфии и живописи

Белозёрова Вера Георгиевна
Научная статья » Философия и искусство на Востоке

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

В теории китайской каллиграфии и живописи широко использовались термины из других областей знания, а именно философии, медицины, военного дела, астрономии, фэншуй и др. Междисциплинарная универсальность ключевых для традиционной эстетики терминов создает значительные трудности при переводе старинных трактатов по искусству, которые связаны с пониманием китайских терминов и подбором их аналогов в европейских языках. В данной статье предпринимается попытка разобраться в значениях категории ши, часто встречающейся в трактатах по каллиграфии и живописи, но до сих пор мало изученной в современном западном искусствоведении. Стоит сразу оговорить, что исследование генезиса и исторической эволюции категории ши в теории китайского искусства является задачей весьма отдаленного будущего. Связано это в первую очередь с незначительностью числа переведенных на европейские языки трактатов по живописи и в особенности по каллиграфии.

Энергетический вектор индустриализации КНР: стратегия, тактика, безопасность

Семенова Нелли Кимовна
Научная статья » Экономика и политика

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Ключевым пунктом всех программ развития Китая стала индустриализация, которая рассматривалась как средство развития производительных сил, укрепления экономической мощи государства. В связи со стремительным экономическим ростом и перманентным увеличением степени модернизации всех отраслей народного хозяйства спрос на энергию в Китае увеличивается прогрессирующими темпами, особенно растет спрос на нефть и газ.

Examining Household Food Security in Tanzania

Фитуни Леонид Леонидович, Жака М. Мвамби, Мтамбо Мкумбуква Мадундо
Научная статья » Африканские модели

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

The main preoccupation of rural poor communities in Tanzania is the availability of year-round household food security to all family members. Shortages of food have become a recurring phenomenon especially in areas receiving poor rainfall. Food allocations are frequently provided to help starving families. Sporadic droughts and disregard for husbandry of drought-resistant crops are major causes of hunger. A down-to-earth household food security program, known as ONJAMA was introduced and carried out in Masasi district of southern Tanzania, which in practical terms, was the locus of a successful locally-organized and self-reliant household food security program that received fame in the country and abroad.

“Храм Окса” на городище Тахти Сангин в Южном Таджикистане. Гипотеза о выборе места возведения храма

Голод Альберт Александрович
Научная статья » Археологический памятник

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Гипотеза о неслучайном, осознанном выборе места для строительства святилища – продукт теоретического анализа возможности на избранной территории определять дни равноденствия. С территории храма в дни равноденствия на видимой линии горизонта можно наблюдать восход Солнца сквозь “Световой коридор каньона реки Пяндж” и заход Солнца в “Засечке на перевале через хребет Тешик-Таш”. Астрономо-географический феномен этой территории был известен “архитекторам храма”, и уникальная возможность встроить святилище в “работающие” природные визиры наблюдения восхода и захода Солнца в дни равноденствия определила место его возведения. Само открытие природных визиров, возможно, произошло ранее – в процессе поиска в этой гористой местности территории для круглогодичного наблюдения восхода, возможно, и захода Солнца.

Индийский мечтатель (о путешествии Герасима Лебедева в Индию)

Волошина Оксана Анатольевна
Научная статья » История отечественного востоковедения

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Статья посвящена первому русскому востоковеду-индологу Герасиму Лебедеву, который в конце XVIII в. предпринял путешествие в Индию. На протяжении 13-летнего пребывания в Индии он собрал богатейший материал по индийской культуре, религии, философии и науке. Однако из всех его индологических сочинений свет увидели лишь две работы, содержание и принцип составления которых разбирается в статье. Одна из них, посвященная описанию калькуттского разговорного диалекта хиндустани, вышла на английском языке в Лондоне в 1801 г., а вторая – “Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев, всеавгустейшему монарху посвященное” – была издана в 1805 г. в личной типографии автора в Петербурге. Особый интерес для Лебедева представляли многочисленные индийские языки: во время пребывания в Индии он изучал хиндустани, бенгали, санскрит и др., составил (полностью или частично) грамматики этих языков, словари и разговорники. Некоторые рукописи (например, грамматика бенгали) были полностью подготовлены к изданию, но так и не были изданы. В работе используются неопубликованные материалы из архива Герасима Лебедева, хранящегося в РГАЛИ.

Корея: уроки истории и вызовы современности

Пак Александр Вадимович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Политика Монголии в области природных ресурсов

Грайворонский Владимир Викторович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Взаимодействие стран ЮВА и Запада

Липилина Ирина Николаевна
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Юго-Восточная Азия в 2012–2013 гг.: актуальные проблемы развития

Левтонова Юлия Олеговна
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Центр энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН

Аристова Людмила Борисовна, Семенова Нелли Кимовна, Гончаренко Станислав Степанович
Научная жизнь » Научные центры, библиотеки, архивы

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сборник статей. Отв. ред.: В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012. 593 с.

Родригес Александр Мануэльевич, Галкина Елена Сергеевна
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: Религиозный опыт народов Тропической Африки: психологические и социокультурные аспекты. Отв. ред. Л.А. Андреева, А.Д. Саватеев. М.: Институт Африки РАН, 2012, 268 с.

Денисова Татьяна Сергеевна
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: П.И. Тахнаева. Махачкала. История другого города. 1722–1921. Махачкала: Лотос, 2007. 104 с.; З.М. Зугумов. Бандитская Махачкала. Махачкала, 2009. 492 с.

Рощин Михаил Юрьевич
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: Е.А. Оганова, С.Н. Воробьева. Турецкий язык. Учебное пособие по переводу турецко-российской прессы. М.: Вост. лит., 2012. 309 с.

Аврутина Апполинария Сергеевна
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

В. Кашин, И. Лаптева. Бхарат Ятра. М.: ВК, 2013. 232 c.

Лебедева Нина Борисовна
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: В.В. Малявин. Цветы в тумане: вглядываясь в Азию. М.: Малявин В.В. и Ко, 2012. 382 с.

Головачёва Лидия Ивановна
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: А.О. Захаров. Политическая история и политическая организация раннесредневековой Индонезии (V – начало X в.). М.: Институт стран Востока–Институт востоковедения РАН, 2012. 201 с.

Кулланда Сергей Всеволодович
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Рецензия на: Hall, Kenneth R. A History of Early Southeast Asia: Maritime Trade and Societal Development, 100–1500. Lanham–Boulder–New York–Toronto–Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2011. XIV, 384 pp., ill.

Захаров Антон Олегович
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Юрий Владимирович Щека (1946–2013)

Personalia » In memoriam

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Михаил Харитонович Сванидзе (1927–2013)

Personalia » In memoriam

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Лев Петрович Делюсин (1923–2013)

Personalia » In memoriam

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5

Евгений Иванович Кычанов (1932–2013)

Personalia » In memoriam

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5