Статьи

Сравнительный анализ картонажа мумии из гробницы Персенеба в Гизе (Египет)

Куватова Валерия Зуфаровна

Записи устных исторических преданий деревень догонов

Куценков Петр Анатольевич

Раннехристианские и иудейские черты в иконографии «Жертвоприношения Авраама» в эфиопской живописи XIII–XIV вв.

Куватова Валерия Зуфаровна

Экспедиция в Мали в 2020 г.

Куценков Петр Анатольевич, Ванюкова Дарья Владимировна

Научно-исследовательская экспедиция Института востоковедения РАН работает в Мали с 2015 г. С 2017 г. в ней принимают участие сотрудники Государственного музея Востока. Задачей экспедиции является изучение трансформации традиционной культуры догонов в условиях глобализации, а также сбор этнографической информации (быт, нравы, особенности традиционного социального и политического устройства); сбор устных исторических преданий; изучение истории, бытования, а также трансформации художественной традиции в деревнях Страны догонов в современных условиях; сбор предметов этнографии и искусства для пополнения коллекции африканского собрания МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и Государственного музея Востока (Москва). План работы экспедиции в январе 2020 г. включал дополнительные пункты, а именно, изучение функционирования антикварного рынка в Мали («пути» вещей из деревень в города, что немаловажно для атрибуции произведений традиционного искусства). География наших исследований была существенно расширена на регионы Сикассо и Куликоро в Мали, а также на город Бобо-Диуласо и его окрестности в Буркина-Фасо, что связано с изучением миграций на Нагорье Бандиагара. Кроме того, в план работы экспедиции входила организация фотовыставки в музее деревни Энде и некоторые образовательные проекты. К сожалению, после массовых убийств в марте 2019 г. в деревне Огоссогу-Пёль, где погибло больше 170 человек, события в Стране догонов начали развиваться по наихудшему сценарию: непрекращающиеся после этого провокации возродили старую вражду между скотоводами-пёль (фульбе) и земледельцами-догонами. Пока что эта вражда и взаимное недоверие еще не переросли в полномасштабный этнический конфликт, но, к сожалению, такое развитие событий представляется ныне вполне вероятным.

Южнотихоокеанский регион в прошлом и настоящем: история, экономика, политика, культура - 2018.

Немчинов Виктор Михайлович, Захарьев Ярослав Олегович
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2019, №3(44)

Россия и Корея: проблемы становления и развития отношений

Пак Александр Вадимович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Полевые исследования в Стране догонов

Куценков Петр Анатольевич
Научная статья » Экспедиции, полевые исследования

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

В марте 2015 г. и в январе 2016 г. я предпринял две экспедиции в Республику Мали на Плато Догон (регион Мопти). Целью экспедиций было исследование эволюции традиционной культуры догонов в XXI в. и сбор коллекции предметов материальной культуры и традиционного изобразительного искусства догонов для МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, СПб.). Исследования проводились на юге региона Мопти в деревнях Энде, Кани-Бонзон (Кани На), Кани Комболе и Багуру (р-н Банкасс), в деревне Семари (Самари) в р-не Дуэнца, а также деревнях Тинтан (Тинтам), Уме и Догани (р-н Бандиагара)

Горизонты изучения литератур Востока и Африки: живая традиция и новые перспективы

Прожогина Светлана Викторовна
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве (дерганье за бороду)

Виноградов Андрей Юрьевич, Ендольцева Екатерина Юрьевна
Научная статья » Запад – Восток

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Статья посвящена проблеме интерпретации сцены, в которой один персонаж тянет за бороду другого или два персонажа дергают за бороды друг друга. География рассматриваемых сцен достаточно широка (Западная Европа, Кавказ и Закавказье, Албания), хронологические рамки – с VI по XII в. В результате проведенного исследования удалось идентифицировать некоторые изображения (“Сон Иосифа”, иллюстрация к одному из эпизодов апокрифических “Деяний Иоанна”) и определить круг их возможных значений.

Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644–1911)

Неглинская Марина Александровна
Научная статья » Искусство на Востоке

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №6

Годы правления в Китае маньчжурской династии Цин отмечены работой при пекинском дворе католических миссионеров (прежде всего иезуитов) и появлением китайско-европейского художественного рынка. Знамением времени стало появление в цинском искусстве и ремесле ряда европейских технологий, например росписи эмалевыми красками по металлу, стеклу и фарфору. Были адаптированы и новые жанры – костюмированный портрет и натюрморт (цзинъу-хуа). Диалог Китая и Европы эпохи Просвещения породил пограничные явления в культуре каждой из сторон, нашедшие выражение в феномене шинуазри, и способствовал возникновению художественных решений, адекватно увидеть которые можно лишь в зеркале двух цивилизаций. К пограничным явлениям относится цинский антикварный натюрморт “бай гу”, составивший аналогию европейскому натюрморту на тему Vanitas (“Сует/Тщеславий”).

Страницы:   1    2